Solfeggio and Harmony (written and oral tests).Сольфеджио От поступающего требуется: 1. Записать: а) одноголосный диктант с хроматизмами, вариантными ступенями и модуляциями. Диктант исполняется 6 раз; б) двухголосный диктант гармонического склада с мелодизированным нижним голосом. Диктант исполняется 8 раз. 2. Определить на слух: а) тональность по данному тону "ля", по сопоставлению тональностей, представленных тоническими трезвучиями; б) мелодические интервалы простые и составные (через несколько октав) в диапазоне от большой до четвертой октавы (звук за звуком, "цепочкой"); в) гармонические интервалы группами по 3-4 интервала, в разных октавах, простые и составные, в ладу и от звука; г) аккорды в элементарном и четырехголосном изложении, по звучанию (структуре) и в тональности: трезвучия и септаккорды с обращениями, альтерированные аккорды субдоминантовой и доминантовой групп (возможно ненормативное изложение); назвать вертикаль; д) энгармонизм уменьшенного септаккорда, малого мажорного септаккорда, аккорда целотоновой симметричной структуры - увеличенного терцквартаккорда; с обращениями; е) гармоническую последовательность в четырехголосном изложении в форме периода, включающую функциональную, энгармоническую и мелодико-гармоническую модуляции; гармонию во фрагменте музыкального произведения. Назвать тональный план, аккорды, повторить на фортепиано. 3. Спеть: а) "цепочку" звуков, образующих мелодические интервалы и аккорды в восходящем и нисходящем движении; б) небольшой мелодический фрагмент (из музыки ХХ века), запомнив его после двух прослушиваний; в) одноголосную мелодию с листа. Примерная трудность: Н. Качалина. Сольфеджио. Вып. 1. №№ 52-134. Гармония От поступающего требуется: 1. Письменно: гармонизация мелодии с досочинением до заданной простой формы. Гармонизовать мелодию (8-12-тактовое построение), включающую приемы мелодической фигурации, модуляции в тональности различных степеней родства. Досочинить второе построение с возвращением в заключительном кадансе в исходную тональность (по типу второй части простой двухчастной безрепризной формы). Основное условие - второе построение должно быть интонационным и гармоническим развитием первого. Задание необходимо выполнить в четырехголосном изложении, соблюдая нормы классического голосоведения. Все "отклонения" от предлагаемых условий могут быть даны как дополнительные варианты. Срок выполнения - 3 часа (180 минут). 2. Проанализировать с листа произведение малой формы или структурно законченный фрагмент произведения крупной формы. Примерная трудность: Ф. Шопен. Прелюдия № 9; Ф. Лист. "Лорелея"; П. Чайковский. "Мы сидели с тобой"; С. Рахманинов. "Я жду тебя"; А. Скрябин. Прелюдии ор. 11; С. Прокофьев. Гавот из "Классической симфонии". 3. Играть на фортепиано в четырехголосном изложении: аккорды, пройденные в курсе гармонии в объеме программы музыкального училища; функциональные модуляции в тональности 1-й и 2-й степеней родства (8-ми тактовое построение); энгармонические модуляции (4-х тактовое построение); тональные и модулирующие секвенции. 4. Ответить на теоретические вопросы по курсу гармонии в объеме программы музыкального училища. |