Оркестровые духовые и ударные инструменты
Вступительные испытания профессиональной направленности:
- Исполнение программы.
- Коллоквиум и чтение с листа.
- Сольфеджио (письменно и устно).
- Гармония (письменно и устно).
1. Исполнение программы и чтение с листа
Поступающие на отделение духовых инструментов должны показать на экзамене знание всех видов гамм, хорошее владение амбушюром и пальцевую беглость, а также исполнить:
- Два этюда различного характера (виртуозный и певучий).
- Две разнохарактерные части концерта или сонаты. Например: Бах, Гендель, Телеман, Стамиц, Моцарт.
- Виртуозное произведение современного автора.
- Два этюда различного характера (виртуозный и певучий). Например: Ферлинг (1-я тетрадь); Назаров (2-я тетрадь).
- Две разнохарактерные части концерта или сонаты.
- Виртуозное произведение современного автора.
- Два этюда различного характера (виртуозный и певучий). Например: Розанов - из "Школы для кларнета"; Штарк - 5 этюдов.
- Концерт (две разнохарактерные части) или фантазию. Например: Вебер. Концертино; Концерты №№ 1, 2; Габлер. Концерты.
- Виртуозное произведение современного автора.
- Два этюда различного характера (виртуозный и певучий). Например: Вейсенборн (2-я тетрадь); Мильде (1-я тетрадь) и т.п.
- Две разнохарактерные части концерта или сонаты. Например: Моцарт. Концерт си-бемоль мажор; Вебер.
- Концерт фа мажор; Сен-Санс. Соната соль мажор.
- Виртуозное произведение современного автора.
Поступающий должен исполнить на саксофоне-альте:
- Гаммы, арпеджио, доминантсептаккорды и уменьшенные септаккорды с обращениями в тональностях до шести ключевых знаков. Играть шестнадцатыми в темпе: ММ четверть = 108-120.
- Два разнохарактерных этюда из следующих сборников: Андреев. Сборник избранных этюдов; Иванов. 26 этюдов; Мюль. 18 этюдов; Ривчун. 40 этюдов; Ферлинг. 48 этюдов (для гобоя).
- Одно произведение крупной формы. Примерная сложность: Бутри. Дивертисмент; Глазунов. Концерт; Демерсман. Фантазия; Калинкович. Концерт-каприччио; Мийо. Сюита "Скарамуш".
- Одна пьеса малой формы. Примерная сложность: Боцца. Тарантелла; Экспромт и танец; Томази. Интродукция и танец; Ривчун. Концертный этюд; Эшпай. Концертная миниатюра.
- Гаммы и арпеджио, охватывающие наибольший диапазон (нижний, средний, верхний регистры инструмента). Гаммы и арпеджио исполняются legato и staccato.
- Произведение крупной формы. Например: Моцарт. Концерты №№ 2, 4; Штраус. Концерт № 1; Глиэр.
- Концерт (I, II части) и т.п. Если исполняется только I часть концерта, необходимо сыграть также пьесу певучего характера.
- Обязательные произведения: Этюды №№ 29, 30 из сб. Избранные этюды под ред. В. Буяновского.
- Обязательные произведения: Брандт. Этюд № 1; Вурм. Этюд № 4.
- Две пьесы различного характера или концерт любого автора.
- Гаммы и арпеджио во всех практически применяемых тональностях, в различных обращениях и штрихах.
- Обязательные произведения: Рейхе. Этюд № 15 и один из этюдов медленного характера.
- Концерт любого автора или две пьесы различного характера.
- Обязательные произведения: Блажевич. Этюд № 9 и один из подвижных этюдов.
- Одно произведение малой формы кантиленного характера или одну часть концерта любого автора.
- На ксилофоне - небольшую пьесу. Например: Чайковский. "Русский танец"; Вальс-скерцо; Глинка. Танцы из оперы "Руслан и Людмила"; Римский-Корсаков. "Полет шмеля".
- На вибрафоне - пьесу малой формы, желательно четырьмя палками.
- На малом барабане - этюд на тремоло.
- Поступающий должен уметь настроить литавры, показать на них тремоло в разных нюансах, прочитать с листа несложное произведение.
2. Коллоквиум и чтение с листа
Коллоквиум выявляет общекультурный уровень поступающего, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание литературы по специальности. Проверяются понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.
Поступающий должен прочитать с листа произведение или оркестровую партию средней трудности.
3. Сольфеджио
- Записать одноголосный диктант с хроматизмами, вариантными ступенями и модуляциями. Диктант исполняется 6 раз.
- Определить на слух:
а) вид лада по звукоряду и в мелодическом фрагменте;
б) ступени лада (диатонические и альтерированные);
в) мелодические интервалы в виде "цепочки" звуков;
г) гармонические интервалы (простые и составные - в пределах двух октав);
д) аккорды в элементарном и четырехголосном изложении по структуре (звучанию): мажорные и минорные трезвучия с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучия, малый мажорный, малый минорный, полууменьшенный (малый уменьшенный) септаккорды с обращениями, нонаккорды, уменьшенный септаккорд, аккорд целотоновой симметричной структуры - увеличенный терцквартаккорд;
е) аккорды в тональности (по разрешению): малый мажорный септ- и секундаккорды (в качестве D, альтерированых аккордов субдоминантовой и доминантовой групп), уменьшенный септаккорд с обращениями (в качестве вводного и альтерированной субдоминанты);
ж) гармоническую последовательность, включающую указанные аккорды, с функциональными модуляциями в тональности 1-й степени родства;
з) гармонию во фрагменте музыкального произведения; назвать тональный план, аккорды.
- Спеть:
а) "цепочку" звуков, образующих мелодические интервалы и аккорды в восходящем и нисходящем движении;
б) небольшой мелодический фрагмент из музыки ХХ века, запомнив его после двух прослушиваний (образец может включать вариантные ступени, сдвиг и т.д.);
в) одноголосную мелодию с листа. Примерная трудность: А. Островский, С. Соловьев, В. Шокин. Сольфеджио. Вып. 2. №№ 141-210.
4. Гармония
- Письменно гармонизовать однотональную мелодию (8-10 тактов). Срок выполнения - 2 часа (120 минут). На выбор абитуриенту предлагается одна из двух мелодий: 1). Мелодия без неаккордовых звуков должна быть гармонизована в четырехголосной хоральной фактуре как ее верхний (сопрановый) голос (традиционная форма задания). 2). Мелодия, включающая неаккордовые звуки, выносится в отдельную - третью - строку. Две нижние строки представляют собой изложение гармонического плана мелодии, выполненное в строгой хоральной четырехголосной фактуре (т.н. "трехстрочная" гармонизация).
- Играть на фортепиано в четырехголосном изложении:
- однотональные гармонические последовательности (по заданной "цифровке");
- функциональные модуляции в тональности 1-й степени родства (в форме 4-х и 8-ми тактовых построений);
- секвенции тональные и модулирующие.
- Проанализировать с листа произведение малой формы или структурно законченный фрагмент произведения крупной формы. Например: Л. ван Бетховен. Соната для фортепиано № 10, ч. II, первый период; П. Чайковский. "Детский альбом".
- Ответить на теоретические вопросы по курсу гармонии в объеме программы училища.
|