Вступительные испытания профессиональной направленности:
- Специальность
- История балета.
- Коллоквиум.
Консерватория готовит по данной специальности исследователей-хореографов, критиков, преподавателей, специалистов для работы в качестве заведующих литературной частью и помощников главного балетмейстера по литературной работе в театрах оперы и балета, ансамблях современного и классического танца, литературных сотрудников отделов искусств газет и журналов, редакторов издательств соответствующего профиля, смузыкальных и литературно-драматических редакций радио и телевидения, работников органов культуры и театральных музеев, преподавателей истории хореографического искусства, научных работников.
Поступающий должен обладать способностью к критическому анализу конкретного произведения хореографического искусства и его компонентов: музыки, хореографии, литературной основы, оформления, а также исполнительства. Желательны музыкальное или хореографическое образование. Предпочтение отдается имеющим стаж работы по избранной профессии.
Одновременно с подачей документов на кафедру представляются выполненные заранее рецензии и статьи по балетному театру (одна-две работы).
1. Специальность
Письменная работа в жанре рецензии или эссе сочиняется в присутствии комиссии. Рецензируя предложенные комиссией формы хореографии - спектакль (фрагмент), миниатюра, программа ансамбля (фрагмент) и т.п., абитуриент должен стремиться раскрыть свое понимание образного и идейного замысла образца, музыкально-хореографической драматургии, особенностей танцевальной лексики, исполнительского мастерства актеров. Важно проявить ощущение выбранного образца как художественного целого, оценить замысел балетмейстера, соответствие задуманного музыке, исполнительское своеобразие актеров, работу художника и т.д.
При выставлении оценки экзаменационная комиссия учитывает общее впечатление от работы, степень литературной одаренности, эстетические критерии, интерес поступающего к избираемой профессии.
2. История балета
Устный экзамен выявляет представление поступающего об основных этапах истории русского и зарубежного балета, о выдающихся деятелях хореографического искусства и спектаклях, имеющих историческую значимость. Обязательны знания основных выразительных средств балетного спектакля, лексики классического танца и его сценических форм.
Вопросы к экзамену по истории балета
- Начало хореографического образования в России.
- "Сильфида" и ее создатели.
- "Жизель" - вершина романтического балета.
- Выдающиеся танцовщицы эпохи романтизма
- Балеты Мариуса Петипа.
- "Спящая красавица".
- "Лебединое озеро" - "визитная карточка" русского балета.
- Балетный театр "серебряного века".
- Анна Павлова - "лебедь русского балета"
- "Русские сезоны" Сергея Дягилева.
- Вацлав Нижинский - "бог танца".
- Федор Лопухов - балетмейстер и теоретик
- Агриппина Ваганова и ее выдающиеся ученицы.
- Галина Уланова и ее героини.
- Шедевры советского балета.
- Джордж Баланчин и его симфонии танца.
- Произведения А.С. Пушкина на балетной сцене.
- "Звезды" балета XX века.
- Современные зарубежные хореографы.
- Балетная музыка композиторов-классиков.
- Балеты на музыку Игоря Стравинского.
- Художник в балетном театре.
- Историки и критики балета.
- Виды танца.
- Классический танец и его сценические формы.
- Основные позы и движения классического танца.
- Народно-характерный танец.
- Пантомима в балете.
- Поиски в современном сценическом танце.
- Каким Вы видите будущее балета?
3. Коллоквиум
Проводится для определения личностных качеств, способностей и общего культурного уровня поступающего, его осведомленности в текущей театральной жизни страны, актуальных проблемах развития отечественного и зарубежного хореографического искусства, а также эрудиции в вопросах литературы, музыкального, театрального, изобразительного искусства.
Для абитуриентов обязательно знакомство с шедеврами классического наследия -балетами "Сильфида", "Жизель", "Спящая красавица", "Лебединое озеро", "Шопениана". Спектакли современного репертуара могут быть названы и охарактеризованы поступающими по выбору.
Обязательная литература
- Красовская В. История русского балета. Л., 1978.
- Фокин М. Против течения. Л., М., 1962; 2-е изд.: 1981.
- Лопухов Ф. Шестьдесят лет в балете. М. 1966.
- Лопухов Ф. Хореографические откровенности. М. 1972.
- Ваганова А. Основы классического танца. Л., М., 1963.