История и теория хореографического искусства

Вступительные испытания профессиональной направленности:

  1. Специальность
  2. История балета.
  3. Коллоквиум.

Консерватория готовит по данной специальности исследователей-хореографов, критиков, преподавателей, специалистов для работы в качестве заведующих литературной частью и помощников главного балетмейстера по литературной работе в театрах оперы и балета, ансамблях современного и классического танца, литературных сотрудников отделов искусств газет и журналов, редакторов издательств соответствующего профиля, смузыкальных и литературно-драматических редакций радио и телевидения, работников органов культуры и театральных музеев, преподавателей истории хореографического искусства, научных работников.
Поступающий должен обладать способностью к критическому анализу конкретного произведения хореографического искусства и его компонентов: музыки, хореографии, литературной основы, оформления, а также исполнительства. Желательны музыкальное или хореографическое образование. Предпочтение отдается имеющим стаж работы по избранной профессии.

Одновременно с подачей документов на кафедру представляются выполненные заранее рецензии и статьи по балетному театру (одна-две работы).


1. Специальность
Письменная работа в жанре рецензии или эссе сочиняется в присутствии комиссии. Рецензируя предложенные комиссией формы хореографии - спектакль (фрагмент), миниатюра, программа ансамбля (фрагмент) и т.п., абитуриент должен стремиться раскрыть свое понимание образного и идейного замысла образца, музыкально-хореографической драматургии, особенностей танцевальной лексики, исполнительского мастерства актеров. Важно проявить ощущение выбранного образца как художественного целого, оценить замысел балетмейстера, соответствие задуманного музыке, исполнительское своеобразие актеров, работу художника и т.д.
При выставлении оценки экзаменационная комиссия учитывает общее впечатление от работы, степень литературной одаренности, эстетические критерии, интерес поступающего к избираемой профессии.


2. История балета

Устный экзамен выявляет представление поступающего об основных этапах истории русского и зарубежного балета, о выдающихся деятелях хореографического искусства и спектаклях, имеющих историческую значимость. Обязательны знания основных выразительных средств балетного спектакля, лексики классического танца и его сценических форм.

Вопросы к экзамену по истории балета

  1. Начало хореографического образования в России.
  2. "Сильфида" и ее создатели.
  3. "Жизель" - вершина романтического балета.
  4. Выдающиеся танцовщицы эпохи романтизма
  5. Балеты Мариуса Петипа.
  6. "Спящая красавица".
  7. "Лебединое озеро" - "визитная карточка" русского балета.
  8. Балетный театр "серебряного века".
  9. Анна Павлова - "лебедь русского балета"
  10. "Русские сезоны" Сергея Дягилева.
  11. Вацлав Нижинский - "бог танца".
  12. Федор Лопухов - балетмейстер и теоретик
  13. Агриппина Ваганова и ее выдающиеся ученицы.
  14. Галина Уланова и ее героини.
  15. Шедевры советского балета.
  16. Джордж Баланчин и его симфонии танца.
  17. Произведения А.С. Пушкина на балетной сцене.
  18. "Звезды" балета XX века.
  19. Современные зарубежные хореографы.
  20. Балетная музыка композиторов-классиков.
  21. Балеты на музыку Игоря Стравинского.
  22. Художник в балетном театре.
  23. Историки и критики балета.
  24. Виды танца.
  25. Классический танец и его сценические формы.
  26. Основные позы и движения классического танца.
  27. Народно-характерный танец.
  28. Пантомима в балете.
  29. Поиски в современном сценическом танце.
  30. Каким Вы видите будущее балета?


3. Коллоквиум
Проводится для определения личностных качеств, способностей и общего культурного уровня поступающего, его осведомленности в текущей театральной жизни страны, актуальных проблемах развития отечественного и зарубежного хореографического искусства, а также эрудиции в вопросах литературы, музыкального, театрального, изобразительного искусства.
Для абитуриентов обязательно знакомство с шедеврами классического наследия -балетами "Сильфида", "Жизель", "Спящая красавица", "Лебединое озеро", "Шопениана". Спектакли современного репертуара могут быть названы и охарактеризованы поступающими по выбору.

Обязательная литература

  1. Красовская В. История русского балета. Л., 1978.
  2. Фокин М. Против течения. Л., М., 1962; 2-е изд.: 1981.
  3. Лопухов Ф. Шестьдесят лет в балете. М. 1966.
  4. Лопухов Ф. Хореографические откровенности. М. 1972.
  5. Ваганова А. Основы классического танца. Л., М., 1963.