Музыковедение

Вступительные испытания профессиональной направленности:

  1. Сольфеджио (письменно и устно).
  2. Гармония (письменно и устно).
  3. Музыкальная литература (письменно и устно).
  4. Фортепиано.
  5. Коллоквиум.


1. Сольфеджио
От поступающего требуется:

  1. Записать:
    а) одноголосный диктант с хроматизмами, вариантными ступенями и модуляциями. Диктант исполняется 6 раз;
    б) двухголосный диктант гармонического склада с мелодизированным нижним голосом. Диктант исполняется 8 раз.

  2. Определить на слух:
    а) тональность по данному тону "ля", по сопоставлению тональностей, представленных тоническими трезвучиями;
    б) мелодические интервалы простые и составные (через несколько октав) в диапазоне от большой до четвертой октавы (звук за звуком, "цепочкой");
    в) гармонические интервалы группами по 3-4 интервала, в разных октавах, простые и составные, в ладу и от звука;
    г) аккорды в элементарном и четырехголосном изложении, по звучанию (структуре) и в тональности: трезвучия и септаккорды с обращениями, альтерированные аккорды субдоминантовой и доминантовой групп (возможно ненормативное изложение); назвать вертикаль;
    д) энгармонизм уменьшенного септаккорда, малого мажорного септаккорда, аккорда целотоновой симметричной структуры - увеличенного терцквартаккорда; с обращениями;
    е) гармоническую последовательность в четырехголосном изложении в форме периода, включающую функциональную, энгармоническую и мелодико-гармоническую модуляции; гармонию во фрагменте музыкального произведения. Назвать тональный план, аккорды, повторить на фортепиано.

  3. Спеть:
    а) "цепочку" звуков, образующих мелодические интервалы и аккорды в восходящем и нисходящем движении;
    б) небольшой мелодический фрагмент (из музыки ХХ века), запомнив его после двух прослушиваний;
    в) одноголосную мелодию с листа. Примерная трудность: Н. Качалина. Сольфеджио. Вып. 1. №№ 52-134.


2. Гармония
От поступающего требуется:

  1. Письменно: гармонизация мелодии с досочинением до заданной простой формы. Гармонизовать мелодию (8-12-тактовое построение), включающую приемы мелодической фигурации, модуляции в тональности различных степеней родства. Досочинить второе построение с возвращением в заключительном кадансе в исходную тональность (по типу второй части простой двухчастной безрепризной формы). Основное условие - второе построение должно быть интонационным и гармоническим развитием первого. Задание необходимо выполнить в четырехголосном изложении, соблюдая нормы классического голосоведения. Все "отклонения" от предлагаемых условий могут быть даны как дополнительные варианты. Срок выполнения - 3 часа (180 минут).
  2. Проанализировать с листа произведение малой формы или структурно законченный фрагмент произведения крупной формы. Примерная трудность: Ф. Шопен. Прелюдия № 9; Ф. Лист. "Лорелея"; П. Чайковский. "Мы сидели с тобой"; С. Рахманинов. "Я жду тебя"; А. Скрябин. Прелюдии ор. 11; С. Прокофьев. Гавот из "Классической симфонии".
  3. Играть на фортепиано в четырехголосном изложении: аккорды, пройденные в курсе гармонии в объеме программы музыкального училища; функциональные модуляции в тональности 1-й и 2-й степеней родства (8-ми тактовое построение); энгармонические модуляции (4-х тактовое построение); тональные и модулирующие секвенции.
  4. Ответить на теоретические вопросы по курсу гармонии в объеме программы музыкального училища.

Поступающему могут быть заданы вопросы по курсу элементарной теории музыки и анализа музыкальных произведений.

3. Музыкальная литература

Письменный экзамен:

  1. Подготовленная заранее (в машинописном варианте), на свободную тему. Возможно предоставление критических статей, репортажей и т.п. Объем работ не ограничивается.
  2. Написанная в классе на одну из тем, предложенных комиссией. Объем работы - не менее трех-четырех рукописных страниц, время написания - 3 часа.

Примерные темы работ:

  • Творчество И.С. Баха и современность.
  • Симфонические поэмы Ф. Листа.
  • Композиторы "Могучей кучки".
  • Д. Шостакович - классик XX века.
  • Творчество композиторов Москвы и Ленинграда - Санкт-Петербурга последних десятилетий.

Устный экзамен:

От поступающего требуется знание основных этапов и наиболее значительных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры, знание музыкальной литературы в объеме, указанном ниже, биографий и важнейших данных о жизни и творчестве крупнейших композиторов.

Список музыкальной литературы:

  1. Бах - Месса си минор; "Страсти по Матфею" (в отрывках); прелюдии и фуги из "Хорошо темперированного клавира" (2-3 по выбору); Хроматическая фантазия и фуга; клавирные сюиты; Бранденбургские концерты; Токката и фуга ре минор для органа.
  2. Гендель - "Самсон" (в отрывках); клавирные сюиты (1-2 по выбору); Кончерти гросси ор. 6 (1-2 по выбору).
  3. Глюк - "Орфей".
  4. Гайдн - Симфония № 45; "Лондонские" симфонии (1-2 по выбору); фортепианные сонаты (по выбору); "Времена года" (в отрывках).
  5. Моцарт - "Свадьба Фигаро"; "Дон Жуан" (в отрывках); Симфонии №№ 40, 41; Концерты для фортепиано с оркестром (по выбору); фортепианные сонаты (1-2 по выбору); Фантазия и соната до минор; Реквием.
  6. Бетховен - Симфонии №№ 1, 3, 5, б, 9; увертюры "Эгмонт", "Леонора" № 3; фортепианные сонаты №№ 5, 8, 14, 17, 21, 23, 29, 32; Концерты для фортепиано с оркестром №№ 3, 5.
  7. Шуберт - Симфонии си минор, до мажор; фортепианные сонаты (по выбору); "Прекрасная мельничиха"; "Зимний путь" (в отрывках); песни "Маргарита за прялкой", "Лесной царь", "Полевая розочка", "Двойник".
  8. Россини - "Севильский цирюльник".
  9. Вебер - "Вольный стрелок".
  10. Мендельсон - увертюра "Сон в летнюю ночь"; Концерт для скрипки с оркестром; "Шотландская" симфония; Песни без слов (3-4 по выбору).
  11. Шуман - "Карнавал"; Симфонические этюды; Фантастические пьесы (по выбору); "Любовь поэта".
  12. Шопен - мазурки; прелюдии; этюды; ноктюрны; полонезы; вальсы (3-4 каждого жанра по выбору); Баллада № 1; Соната № 2 или № 3.
  13. Берлиоз - "Фантастическая симфония".
  14. Лист - "Прелюды"; рапсодии (по выбору); транскрипции и парафразы (по выбору); Концерт для фортепиано с оркестром (по выбору); Соната си минор; "Годы странствий" (2-3 пьесы).
  15. Вагнер - "Лоэнгрин"; "Кольцо нибелунга" (в отрывках); увертюра к опере "Тангейзер".
  16. Брамс - Симфония № 4; песни (по выбору); фортепианные пьесы (по выбору); Венгерские танцы (по выбору).
  17. Верди - "Риголетто"; "Травиата"; "Аида"; "Отелло".
  18. Бизе - "Кармен"; "Арлезианка" (две сюиты).
  19. Сметана - "Проданная невеста" (в отрывках); "Влтава".
  20. Дворжак - Симфония № 9; Славянские танцы (2-3 по выбору).
  21. Григ - "Пер Гюнт" (две сюиты); фортепианные пьесы (по выбору); песни (по выбору); Концерт для фортепиано с оркестром.
  22. Дебюсси - прелюдии (2-3 по выбору); "Послеполуденный отдых фавна".
  23. Равель - "Болеро" или "Дафнис и Хлоя"; фортепианные пьесы (по выбору).
  24. Берг - Скрипичный концерт.
  25. Барток - фортепианные пьесы (по выбору); Музыка для струнных, ударных и челесты.
  26. Хиндемит - Симфония "Художник Матис".
  27. Орф - "Кармина Бурана".
  28. Русские народные песни различных жанров (6-8 по выбору).
  29. Русская духовная музыка XVIII - начала XX вв. (отдельные произведения)
  30. Бортнянский - произведения для хора (по выбору).
  31. Русский романс конца XVIII - первой трети XIX века.
  32. Глинка - "Иван Сусанин" ("Жизнь за Царя"); "Руслан и Людмила"; "Камаринская"; "Вальс-фантазия"; "Арагонская хота"; романсы.
  33. Даргомыжский - "Русалка"; романсы и песни.
  34. Рубинштейн - "Демон" (в отрывках).
  35. Балакирев - Увертюра на темы трех русских песен; "Исламей".
  36. Мусоргский - "Борис Годунов"; "Хованщина"; "Картинки с выставки"; романсы и песни.
  37. Бородин - "Князь Игорь"; Симфония № 2; Романсы и песни.
  38. Римский-Корсаков - "Снегурочка"; "Садко" (в отрывках); "Царская невеста" (в отрывках); "Золотой Петушок" (в отрывках); "Шехеразада"; романсы.
  39. Чайковский - "Евгений Онегин"; "Пиковая дама"; Симфонии №№ 1, 4 5, 6; "Ромео и Джульетта"; Концерт для фортепиано с оркестром № 1; романсы.
  40. Глазунов - "Раймонда"; Симфония № 5; Концерт для скрипки с оркестром.
  41. Лядов - Восемь русских народных песен; "Кикимора"; "Баба-Яга"; "Волшебное озеро".
  42. Танеев - Симфония до минор; кантата "Иоанн Дамаскин"; романсы.
  43. Калинников - Симфония соль минор.
  44. Скрябин - прелюдии; этюды (по выбору); Две поэмы ор. 32; Соната № 4; Симфония № 3; "Поэма экстаза".
  45. Рахманинов - Концерты для фортепиано с оркестром №№ 2, 3; Симфонические танцы; прелюдии; этюды-картины; романсы; "Всенощное бдение".
  46. Стравинский - "Петрушка"; "Жар-птица" или "Весна священная" (по выбору); "Свадебка" или "Мавра" (по выбору).
  47. Мясковский - Симфонии №№ 6, 21, 27 (по выбору).
  48. Прокофьев - Симфонии №№ 1, 7; кантата "Александр Невский"; "Ромео и Джульетта"; "Война и мир".
  49. Шостакович - Симфонии №№ 5, 7, 8, 10, 14; "Катерина Измайлова"; квартеты (по выбору); прелюдии и фуги (по выбору).
  50. Хачатурян - Концерт для скрипки с оркестром или балет "Спартак" (по выбору).
  51. Свиридов - Вокальный цикл на слова Р. Бёрнса; "Поэма памяти Сергея Есенина" или "Патетическая оратория" (по выбору); "Пушкинский венок"; "Отчалившая Русь".
  52. Щедрин - "Озорные частушки"; "Кармен-сюита".
  53. Шнитке - произведения по выбору.
  54. Слонимский - произведения по выбору.
  55. Тищенко - произведения по выбору.
  56. Гаврилин - произведения по выбору.
  57. Дунаевский - песни 30-х годов.
  58. Соловьев-Седой - песни.

Примечание:

Если указание "в отрывках" отсутствует, требуется знание произведения полностью.
Из романсов требуется знание наиболее характерных для композитора.


4. Фортепиано
От поступающего требуется исполнение следующей программы:

  1. Полифоническое произведение (Прелюдия и фуга Баха или Шостаковича).
  2. Классическая соната (Гайдн, Моцарт, Бетховен), I или II и III части.
  3. Пьеса.


5. Коллоквиум
На коллоквиуме выявляются общегуманитарный и специально-музыкальный уровень подготовки поступающего, знание важнейших трудов в области музыкознания (отечественного и зарубежного) и музыкальной критики, представления об отечественной и мировой истории, знакомство с произведениями русской и зарубежной классической и современной литературы, смежных искусств, степень осведомленности в вопросах современной музыкальной жизни, знание основных проблемных материалов современной музыкальной периодической печати.
На коллоквиуме могут быть заданы вопросы по дисциплинам музыкально-теоретического цикла, в т.ч. по анализу музыкальных произведений (разбор музыкального произведения или его фрагмента); музыкальной литературе (включая произведения русской и зарубежной музыки ХХ века).